Романский стиль в художественной ковке.
Завитки сплошным ковром покрывают всю поверхность решетки. Но это не хаотичное нагромождение. Завитки строго организованы. Прослеживаются четкие линии, чаще вертикальные, которые создают конструктивную основу решетки.
Характерными являются следующие узоры художественной ковки: завитки вырастают и разветвляются из одного корня, из-за этого более толстого, часто перехваченного хомутом; развитие и соединение завитков симметрично и периодично; размеры соседних завитков весьма разнообразны; большие завитки или очень плотные, или имеют в середине цветок, сделанный из маленьких завитков; пруток, из которого сделаны завитки, имеет прямоугольное сечение.
Завиток ренессанса
В решетках на окна ренессанса завиток снова выступает как основной элемент художественной ковки. Но в отличие от оконных решеток романского стиля и готики – решетки ренессанса в основном выполнены из прутка круглого сечения. Технология изготовления решеток на окна эпохи ренессанса значительно сложнее романской. В ней часто используется прием прошивки, что позволяет спиралям одного завитка пересекать спирали другого. Появляется характерная для ренессанса решетка из пересекающих друг друга прутков, иногда в виде «восьмерки».
Для кованых решеток ренессанса характерно вплетение в орнамент из завитков плоскостных элементов, иногда имеющих расходящиеся и утончающиеся к концам «усы», заканчивающиеся завитками.
Значение несущих прямых рамных конструкций уменьшается, рама становится менее заметной, и в большинстве решеток она только замыкает рисунок по наружному контуру.
Завиток ренессанса весьма своеобразен и красив, а мастерство художественной ковки, с которым выполнены пересечения и соединения деталей, восхищает само по себе.
Завиток в кованых решетках классицизма
Во второй половине XVII века, в связи с увлечением античностью, в художественной ковке (вместе с архитектурой) появляются образцы, выполненные в классическом стиле.
Завиток в кованых решетках классицизма не несет главенствующей изобразительной нагрузки в отличие от романского стиля или ренессанса.
Кованые произведения декоративно-прикладного искусства обрастают скульптурными формами, выполненными в технологии чеканки и литья. Это связано с изобразительным рядом античных деталей: копья, венки, аканты, рельефы, розетки и т. п. Завиток иногда вытягивается, приобретая овальные формы. Сечение прутка прямоугольное.
В некоторых классических кованых решетках завиток выступает очень мощно, он скорее напоминает скульптуру. Это завитки, состоящие из акантовых листьев, имеющие пышные развитые формы.
Завиток присутствует почти во всех классических композициях, но главный акцент делается на скульптурные элементы и детали.
Ковер из завитков Барокко и Рококо
В начале XVIII века барокко – вполне состоявшийся стиль, в котором развиваются идеи классицизма. В изобразительном ряду барокко остается скульптурность, рельефность форм, а вот военная атрибутика практически полностью исчезает. Кованые решетки становятся более пышными. Завиток приобретает характерные для этого стиля изломы и гребни. В орнамент вплетаются рельефные элементы – маски, изображения животных, птиц, вазы, розетки, короны, гербы, фигуры людей, цветы и другие скульптурные формы.
Для художественной ковки в стиле барокко характерен выход двух завитков из одного центра. Завиток в барокко почти всегда сильно развит – он усилен гребнями, листами, цветами, дополнительными линиями, кольцами и решетками. Сечение прутка или прямоугольное или более сложное, рельефное. Середина завитка плотно скручена и часто рельефно выступает из общей плоскости. В рисунке некоторых решеток используется иллюзия пространственной перспективы. Итак, завиток в барокко снова становится доминирующим изобразительным элементом.
К середине XVIII века барокко преобразуется в рококо. Как и барокко, рококо продолжает классическую традицию. В рококо присутствуют те же элементы, что и в барокко, однако завиток становится гораздо более изломанным. Если в барокко завиток хорошо развит и довольно активно закручен, то в рококо он заканчивается маленьким «хвостиком» или вообще веточкой. Барокко имеет четкую и ясную вертикально-горизонтальную геометрическую основу и симметрию, а рококо, сохраняя вертикальную ось симметрии, часто располагает линии рисунка под углом к вертикали, а иногда вообще асимметрично.
Как и в барокко, основным изобразительным элементом решеток рококо – является завиток, но изломанный, сильно изогнутый в разные стороны. Еще активнее применяются гребни и листья.
В отличие от романского стиля и ренессанса в барокко и рококо почти не прослеживается последовательное «вырастание» одного завитка из другого, а отдельные завитки или их группы соединены в некую композицию.
В отличие от барокко, в рококо даже прямые линии несколько изгибаются и извиваются. Рококо – это стиль, борющийся с линейностью, но все же не победивший ее полностью, так как эта «борьба» происходит в рамках вполне прямоугольной наружной рамы.
В связи с отсутствием крупных композиционных акцентов решетки рококо иногда напоминают довольно равномерный ковер из завитков.
Следуй собственным инстинктам. Это самая мудрая вещь в твой жизни.
Опра Уинфри