Чеканка (старинное название искусства чеканщика — «торевтика») — древнейшее искусство художественной обработки металла при помощи специальных инструментов (чеканов, молотков), корнями уходящее во времена бронзового века. Уже тогда древние мастера и художники покрывали пластичный металл искусными узорами. Как правило, чеканные украшения и предметы быта носили ритуально-религиозный характер, люди верили в их магические свойства. С развитием техники чеканки стали появляться тончайшие миниатюры на ювелирных изделиях, всевозможные рельефные орнаментальные композиции и даже крупные монументальные произведения.
Для чеканных работ, помимо других ковких металлов, использовали медь — по поверьям, металл Венеры, один из первых металлов, освоенных человеком. Причина этому заключалась не только в ее мягкости и пластичности, но и в том, что медь издревле считалась сакральным металлом, обладающим неярким, но глубоким внутренним светом и некими магическими защитными свойствами. Большинство культовых и религиозных изделий изготавливалось из меди — такие украшения сохраняли ритуально-магическое, знахарское значение и являлись «защитными доспехами» человека, а мастер-чеканщик приравнивался к магам, владеющим скрытым знанием.
Чеканка как вид искусства в Узбекистане может гордиться своим степенным возрастом и практически доведенной до совершенства техникой исполнения. Этому народному ремеслу узбекских мастеров по своей древности составляет конкуренцию лишь керамика — старейшее искусство, чей возраст исчисляется тысячелетиями. Первые чеканные изделия, найденные на территории современного Узбекистана, датированы четвертым тысячелетием до нашей эры и принадлежат периоду бронзового века. Незначительное количество образцов было найдено в ходе археологических раскопок. Это были простейшие ножи и ювелирные украшения. Высокого же уровня это искусство достигло намного позже — в XV веке — во времена правления Амира Тимура и династии Тимуридов. Спектр чеканных изделий значительно расширился — мастера начали изготавливать кувшины, тарелки, чаши, подносы, шкатулки, курительные приборы. Все они не только применялись по своему прямому назначению, но и в силу уникального декора украшали жилища знати, являясь символом достатка и роскоши.
Расцветом искусства чеканки принято считать период XVIII-XIX вв. Изделия, датированные этими веками, сегодня составляют сокровищницу исторических и этнографических музеев Узбекистана и других стран. Большая их часть сейчас находится в Государственном музее национальной истории народов Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.Чеканка по металлу, нанесение тонкого узора на этот сложный и капризный материал — очень трудоемкая работа, требующая от мастера терпения и сосредоточенности. К тому же над созданием шедевров трудились не только чеканщики, но и медники (мисгары), изготовлявшие форму для образца, а также литейщики, отливавшие сосуды и их составные части.
Наиболее распространенным узором, наносимым чеканщиками на металл, являлся растительный и геометрический орнамент. Самым же излюбленным приемом, используемым мастерами повсеместно, был «ислими» — изображение переплетенных стеблей цветка, листьев и бутонов.Инструменты для чеканки были и по сей день остаются очень простыми. Калям — тонкий инструмент для нанесения мелких деталей узора, и небольшой молоточек. Последним штрихом в изготовлении изделия становилось шлифование, закрепляющее орнамент и наделяющее металл ослепительным блеском и сиянием. XIX век был ознаменован образованием ряда школ художественной чеканки. Они начали свою деятельность в разных регионах Узбекистана, и каждая из школ привнесла свое видение, технику, орнаменты и узнаваемый стиль в свои произведения. Центрами создания чеканных изделий являлись Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Фергана, Шахрисабз, Ташкент. Школы отличались, в основном, глубиной чеканки и мотивами в орнаменте. Ремесленники из Бухары и Хивы выполняли глубокую медную чеканку, именуемую «кандкори». Бухарская и хивинская чеканка были, пожалуй, самыми узнаваемыми и распространенными. Сдержанный декор, классическое соблюдение всех пропорций, строгая изящность — вот те качества, которые были присущи бухарским чеканным товарам. Хивинские же мастера отдавали предпочтение глубокому, реже — мелкому тиснению, оставляя фон гладким, без художественного оформления. Меньшей глубиной и при этом четкостью и чистотой узора характеризовались работы чеканщиков из Коканда и Ферганы. Мастера из Карши и Шахрисабза были склонны к большей пышности и роскоши при создании изделий — они украшали их тончайшими деталями, самоцветными камнями, в частности, бирюзой, использовали в оформлении цветное стекло, а также подкрашивали фон различными цветами. Самой консервативной школой чеканки в Узбекистане считалась самаркандская. По стилю исполнения предметов утвари и быта она была близка к древним традициям наших предков. Между тем, именно в самаркандских изделиях можно было встретить изображение четырехлистника — клевера. Флористический и геометрический орнаменты оставались ведущими в декоре чеканных изделий. Мастера иногда наносили на медь и «животные» мотивы. Чаще всего это были отдельные элементы. К примеру, «чашми буль-буль» — соловьиный глаз, «кучкорак» — бараний рог, «пушти балык» — рыбья чешуя.
Изготовление чеканных изделий и в нынешнее время занимает одно из ведущих мест в ремесленной жизни Узбекистана. Мастера с любовью изготавливают высокие чайные сосуды, кувшины для воды и вина, чайники, чаши для фруктов, ляганы и тарелки, целые сервизы, а также сувенирную продукцию, которую можно приобрести на крупных базарах Узбекистана и в самобытных ремесленных лавках его древних городов. Декор, наносимый на поверхность изделия, дополнился изображениями древних строений, архитектурных памятников и прочих знаменитых достопримечательностей Узбекистана.
В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир.
Уильям Джеймс