Новое направление, быстро распространившееся и идущее к кратковременному господству в художественном творчестве, называется рококо. Уже название характеризует его как определенном смысле производное от предыдущего барокко, поэтому мы можем в рамках его формального развита систематически проследить те черты, которые были присущи искусству барокко. Рококо лишь поправляет его для того, чтобы выразить себя.
Кузнечные работы периода рококо уже утрачивают тот элемент конструктивности, который барокко до известной степени еще сохраняло, заменив его искусственно созданной перспективной иллюзией пространства. Декоративный фактор становится доминантным, и ему подчиняются как отдельные элементы, так и конструкция в целом. Строгая линия распадается, рама, в которую вставляется решетка, облегчается и также приобретает декоративные функции. Решетки, применявшиеся собственно для оград в недалеком прошлом, отступают на второй план, распространяются более мелкие изделия балконы, перила, сундуки, фонари и т. п. Основной элемент орнамента в стиле барокко акантовый лист доживает до рококо, однако становится относительно менее заметным, утончается, а динамика движения этого элемента, его скручивания и перегиба, обретают большую легкость. Расположение орнаментов, развивается в направлении асимметричности и дробности. Расположение S и С образных кривых становится более произвольным равно, как и их взаимное соединение. Букеты, гирлянды и фестоны заполняют все свободные пространства. Использование все более тонких прутьев и листьев, создающих элегантную игривость форм, ведет к утрате впечатления монументальности, с которым рококо, в отличие от барокко, уже перестает считаться. Закономерно, что рококо впервые появляется во Франции, еще в тот период, когда французское кузнечное ремесло представлял для остальной Европы недостижимый образец.
Более крупного и значительного творческого достижения слесарного искусства времен рококо не было отмечено. В остальных случаях речь идет об отдельных работах: большей частью это небольшие балконные решетки, оконные люнеты или ажурные детали украшений интерьера.
Дверные ручки и кольца, в том числе цельнокованые, этот период миниатюризации формы снова получают широкое распространение.
В творчестве мастеров кузнечно-слесарного искусства занимавшихся изготовлением мелких предметов, существует интересный раздел, где можно выявить четкие очертания орнаментов в стиле рококо, сочетающиеся в ряде случаев отживающими элементами прежних стилей; это — похоронные, принадлежности и, прежде всего, надгробные фонари и кресты. Эти изделия относятся преимущественно во второй половине XVIII в.
Излишняя декоративность работ в стиле рококо наряду с уменьшением размеров и возрастающей тенденцией к, утонению материала привела к тому, что многие изделия уже теряют характер кузнечной работы. На закате периода рококо художественная ковка, переживавшая упадок, утратила вдобавок свое стилевое значение и на долгое время стала скорее вспомогательным, нежели композиционным элементом. Последующий период, прежде всего прогресс в технологии обработки железа и стали еще больше ускорили этот процесс.
Посмотрите также
Дверь, исполняющая желания
Новый арт-объект «Дверь в…» появился на набережной реки Вологды Большую кованую дверь уже установили на …