Памятник барону Мюнхгаузену в городе Калининграде – это самый веселый памятник города, расположен в Центральном парке, рядом с кирхой Королевы Луизы.
Установлен по инициативе общественной организации «Внучата Мюнхгаузена» 18 июня 2005. Скульптура была подарена в честь 750-летия Калининграду от немецкого г. Боденведена – родины барона.
Настоящий прототип барона Мюнхгаузена Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен два раза был в Кенигсберге, по дороге в Санкт-Петербург и обратно.
Автор памятника – немецкий мастер художественной ковки Георг Петау. Памятник представляет из себя стальную стену, с вырезанным в ней силуэтом, летящего на ядре Мюнхгаузена. На постаменте с одной стороны высечена надпись «Кенигсберг», а с другой – «Калининград».
Памятник давно облюбовали для фотосессий новоиспеченные молодожены, да и остальные горожане очень любят забраться на ядро и изобразить полет барона Мюнхгаузена.
Это первый памятник немцу, установленный в Калининграде с тех пор, как город стал русским.
Там же, в Калининграде, установлен ещё один необычный памятник барону. Точнее – его сапогу.
Скульптура выполнена в форме кованого сапога внушительных размеров. Его установили члены калининградского клуба “Внучата Мюнхгаузена”. В честь открытия о носок ботфорта была разбита бутылка шампанского.
Кованый сапог стал достопримечательностью набережной этнографического комплекса «Рыбная деревня» в Калининграде.
Согласно средневековым хроникам, барон был проездом в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде) в 1740 году, когда направлялся из родного города Боденвердера на службу к русскому царю в Петербург. Сапоги барон подарил своему ординарцу Силантию Сивухе, когда служил в Санкт-Петербурге . Силантий, проездом с бароном в Германию. напился и упал с моста в реку Преголь. Его выловили, а сапоги утонули.
Несколько лет назад водолазы выловили один ботфорт с надписью “Минхерцу Силантию на вечную память. Мюнхгаузен, 17… год” (какой точно – не разобрать) и с клеймом миланского мастера”.
Надпись на табличке гласит: “В дар славному городу и его обитателям. Барон Мюнхгаузен. 1738 год”.
Выразить всего себя в своем творении — существует ли большее торжество для творца?
Виктор Гюго





