Любой путник, пешком или на автомобиле следующий через деревеньку Нова Букова (Nová Buková), что лежит в крае Высочине, не может не заметить возвышающуюся среди крон деревьев… спинку гигантского стального стула и сидящего на нём стального же господина — то ли потомка роденовского «Мыслителя», то ли прототипа современного европейца, обремененного неразрешимостью вопроса «Что делать?»…
Каждый деревенский житель воспринимает дом кузнецов Кмохов (Здэнека и Лукаша) в качестве местной достопримечательности. Ведь только благодаря этим трудолюбивым фантазёрам в глубокую провинцию постоянно приезжают знаменитости, устраивают фотосессии глянцевые журналы и вообще происходит какое-то движение, не свойственное тихой сельской атмосфере. На участке в 2 000 «квадратов», прилающем к искусственному озерцу, расположились огромный дом с кузницей и сад, служащий хозяевам одновременно и как место отдыха, и как галерея под открытым небом. Выставляются здесь работы Лукаша Кмоха, мастера по художественной ковке, известного в стране и мире под слегка экзотическим псевдонимом Gibbus.
Не зря так нетерпеливо ждал Здэнек Кмох, потомственный кузнец, рождения сына: маленькому Лукашу было на роду написано продолжить традиции семьи и прославить имя отца и деда. Здэнек Кмох называет себя консерватором в профессии и считает, что кузнец лишь пытается копировать природу в своих работах. Поэтому его работы так органично вписываются в любой экстерьер: железные прутья забора напоминают колосья, решётки на окнах – листья плюща, водосточные трубы – гигантские сосульки. Лукаш Кмох решил «очеловечить» металл и занялся скульптурой, причём со свойственным фамильным юмором и.. музыкальным изяществом. Любопытно, что оба профессионала-«металлиста» обожают джаз и прекрасно играют сами: Здэнек – на ударных, Лукаш – на флейте. Джаз слышен в каждой скульптуре: стальные синкопы, неподражаемая ритмическая линия и общая гармония в итоге; никакой статики в тяжелом металле, а точка опоры – воздух. Тело и движение – вот две составляющие, которые лежат в основе работ Gibbus.
Сам Мастер Gibbus интервью не дает; он считает, что каждый должен заниматься своей работой: он – кузнечной, а менеджер – общением с прессой. Филлип Дуб – друг и соратник Лукаша Кмоха, уже много лет ведет его дела в качестве управляющего делами и с удовольствием согласился быть нашим гидом по творческому саду-галерее работ Gibbusа. После экскурсии наш разговор продолжился в гостиной, за удивительной красоты столом, где мы рассматривали тяжёлые альбомы с фотографиями работ Мастера, «разъехавшимися» по всему миру: в Канаду, Францию, Японию, Мексику, на Кипр…
Филипп, прошу прощения за прозаичный вопрос, но сколько стоит, скажем, работа Мастера в среднем?
Вопрос совершенно нормальный, так как любое произведение искусства имеет свою стоимость. Что касается цены, то среднестатистическую цифру я озвучить затрудняюсь. Скажу так: никто из заказчиков на дороговизну не жаловался.
Насколько я понимаю, речь идет о десятках тысяч крон. Соответственно, Ваш заказчик – человек небедный.
Штучная работа по индивидуальному заказу не может быть дешёвой, да и заказчик изначально ставит во главу угла вовсе не стоимость. Главное – элемент творчества и настоящей индивидуальности. У нас условно заказы подразделяются на две категории: интерьерные и «подарочные». Первые – это, образно говоря, функциональная красота: как для дома, так и для общественных помещений. Наглядный пример такой работы, которую может увидеть каждый, – скульптурная группа в баре международного пражского аэропорта. У нас было несколько крупных заказов на изготовление интерьера баров и ресторанов. Мы также с удовольствием берёмся за комплексное оформление вилл: от дизайнерски решённых водосточных труб до почтового ящика на воротах вне дома, а внутри – от дверных ручек до рамки на огромные зеркала.
То есть, для работы «Джиббуса» однозначно нужен простор — высокие потолки и огромные окна?
Нет, совершенно не обязательно. Просто на большой территории больше простора для фантазии. Хотя, при наличии фантазии простор не является регламентирующим фактором. Художественная ковка может заиграть в совершенно необычной для себя роли, где раньше традиционно солировало дерево: картинная или зеркальная рама, стоян для вина, подставка для CD-дисков. Вещь может быть как утилитарного предназначения, так и чисто декоративного. И вот здесь мы плавно переходим к заказам «подарочным». Согласитесь, что каждый раз, когда встаёт вопрос о подарке человеку, у которого, скажем прямо, всё есть в смысле материальных ценностей, мы начинаем метаться и ломать голову: что подарить на день рождения? А если это ещё и юбилей, круглая дата, то тут вообще настоящая головоломка… Две трети работ из нашего портфолио – это как раз те заказные подарки, которые друзья дарят своим экстравагантным, имеющим хорошее чувство юмора и вкус юбилярам.
С идеей приходит сам заказчик, а вы придумываете только форму?
О, если бы это было так просто! Заказчики приходят со стандартной просьбой «сделайте что-то необычное». И начинается процесс поиска, похожий на написание портрета человека со слов его друзей. Естественно, не фотографические данные имеют значение. В таком «строительнлй» бэкграунде концентрируются хобби, типичные мимические гримасы или жесты человека, те характерные детали, из которых потом строится образ произведения.
Как долго выполняется заказ на изготовление, скажем, такой «подарочной» скульптуры?
Пару месяцев, не больше. Естественно, если нет специальных пожеланий, которые могут чуть затормозить работу — не по нашей вине. Скажем, если клиент просит использовать в качестве дополнения особый сорт камня или стекла, определённый сорт старого или редкого дерева, и потому уходит мног о времени на поиски нужного материала.
Лукаш Кмох, мастер по художественной ковке. Известен в мире под псевдонимом Gibbus. Окончил художественное училище в Пелгржимове, специализируется на изготовлении стальных скульптур. Живёт в деревеньке Нова Букова в чешском крае Высочина; работает с отцом Здэнеком, тоже кузнецом. Десятилетний сын Лукаша уже помогает старшим в кузнице. Разделяет он и увлечения предков джазом: под руководством деда осваивает ударную установку, пока папа Лукаш вполне профессионально играет на флейте. Работы «Джиббуса» известны во всём мире; в его портфолио — масса дипломов и наград, а среди покупателей – известные музыканты, учёные и бизнесмены.
Каждый человек должен чувствовать, что обязан найти свою жизненную миссию. Господь дал каждому человеку способность достичь какой-либо цели. Действительно, некоторые из нас одарены большими талантами, чем другие, но Господь не оставил никого бесталанным. Внутри нас скрыты потенциальные творческие силы, и мы обязаны трудиться изо всех сил, чтобы раскрыть этот потенциал.
Мартин Л. Кинг