Вторник , 19 Март 2024
Главная » Кузнечное дело » Прикладное искусство Древней Руси. Железо. КРЕСАЛО
Стиль города

Прикладное искусство Древней Руси. Железо. КРЕСАЛО

Многие уже и не знают, что это такое.

Стиль городаКресало предназначалось для получения огня. Зажатым в руке кресало с трутом (легко горючим шнурком) чиркали по кремню. От высеченной искры начинал тлеть трут, огонь раздували и поджигали им то, что требовалось. По сути, современная зажигалка — это доведенный за века до совершенства старинный способ: колесик — кресало, фитиль — трут, кремень — кремний.

Основными конструктивными материалами в Древней Руси являлись сталь и железо. Из них делали оружие для воинов, инструменты и приспособления для ремесленников, пахотные и уборочные орудия для земледельцев, всевозможные механизмы, например многочисление замки, крепежные детали и многие поделки, где требовались прочность и пластичность. Все эти изделия изготовлялись техникой свободной горячей кузнечной ковки с применением разнообразных технологий термической и холодной обработки металла. Все кованые предметы в первую очередь отвечали требованиям и нормам утилитарной целесообразности и в то же время, как правило, не были лишены художественной выразительности. Сама технология — ручная свободная ковка горячего металла — предрасполагала мастера к максимальному выявлению декоративных качеств материала и изделия из него.

Стиль городаВ Древней Руси широко применялась технология дамаскированного металла. Путем механического соединения в горячем состоянии полос железа и стали мастер получал металл, на поверхности которого после шлифовки и травления появлялся узор в виде полос, елочки, ромбов и всевозможных переплетающихся орнаментов. Куски дамаскированного металла вваривали в лезвия мечей, кинжалов, ножей, ножниц. В итоге получались изделия с очень красивой текстурой материала. В оборонительном оружии пластинчатых панцирях, шлемах на широких пластинах техникой инкрустации или наводкой бронзой и золотом наносился декор растительных и животных мотивов.
Стиль городаБольшого искусства в Древние Руси достигли в изготовлении кресал. В этих сугубо утилитарных предметах широко применялось декоративное убранство. Эти изделия из черного металла — железа и стали очень часто в художественных целях обмеднялись, то есть покрывались тонким слоем меди.
Кузнецы уже начиная с Х века выделывали чисто художественные предметы — художественное железо. Основной техникой изготовления растительного и геометрического узора была инкрустация и прорезь. Применялась горячая гравировка. На поверхности металла в горячем состоянии зубильцами разной формы выбивались линейные очертания растительных и геометрических узоров.

КРЕСАТЬ или кресить огонь. Южно — западное, тамбовское: крошу, кресал — высекать, рубить огнивом из кремня.
Кресить кого, воскрешать, оживлять.
…Игорева храброго полку не кресити, Слово о полку Игореве…
Кресанье , креска, крес — действие. Кресу нет, покою, житья, взнику, вскресу. Кресало, кресево — огниво, плашка.

Стиль городаКресало — приспособление для получения открытого огня. Имело широкое распространение до конца XVIII — начала XIX вв., когда были изобретены спички.
На сегодняшний день пользуется популярностью среди туристов. Простейшее кресало состоит из : напильника с очень мелкой насечкой, «кремня» (обычно — минерал, окись кремния SiO2) и трута. Сноп высекаемых искр, получаемый от удара кремня о кресало, воспламеняет трут, в дальнейшем тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.

Кресало, кромсало, а также резало и тесало — от «кресать», «кромсать» представляет собой полоску закаленной стали. При ударе о кремень из металла кресала выкалываются (вырезаются) очень мелкие стружки, и так как при резании материала развиваются значительные локальные температуры (900—1100 °C), то разогретые мельчайшие стружки немедленно воспламеняются, взаимодействуя с кислородом, содержащимся в воздухе. В известной степени этот процесс схож с шлифованием какого-либо стального предмета на точильном камне, где, как известно, мелкие стружки железа воспламеняются на воздухе, образуя сноп искр. Впоследствии кресало было заменено специальными пирофорными сплавами. В настоящее время наиболее широко распространенным пирофорным сплавом является мишметалл — сплав железа, лантана, церия, суммы лантаноидов и магния.
В качестве «кремня» издавна применяется природный минерал кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) — оксид кремния (IV). Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.
— У КОГО ОПОРА — ГОРА, У ТОГО СЕРДЦЕ — КРЕМЕНЬ.
— Как в кремне огонь скрыт.
-Тороват, как кремень: обухом не ударишь, искры не увидишь.Стиль города

Если кремень перевести на греческий язык — pyropetra (огненный камень). Пиропетра — это простое названия средневекового огнива. При подборе формы и качества «кремня» руководствуются тем, что размеры его должны соответствовать хорошему удержанию его рукой (длина 4-5 см, толщина 2-3 см), на поверхности «кремня» не должно быть видимых трещин (так как материал очень хрупок) или слоистой структуры (для исключения намокания в объеме). Лучшему высеканию искры способствует наличие в кремне острых кромок. Об эти кромки и вырезается мелкая стружка металла из кресала, вспыхивающая при взаимодействии с кислородом.
В качестве трута выбирается любой волокнистый материал, способный к немедленному возгоранию (тлению) при попадании искр. В качестве трута издавна используются природные растительные материалы, специально обработанные и подготовленные. Трут хранится в сухой герметичной таре, так же как и «кремень». Основные материалы для приготовления трута:
-Хлопок
-Высушенный мох
-Волокна льна
-Трутовые грибыСтиль города
Во всех случаях материал трута — это растительная целлюлоза, и потому в качестве удобной формы трута чаще всего выступает опаленная сухая ткань (тряпка). Трут должен быть очень сухим, поэтому его предварительно опаливают пламенем, для того чтобы воспламенение происходило мгновенно. Предполагается, что при опаливании происходит возгонка летучих легковоспламеняющихся компонентов (терпентин, смолы и другое), содержащихся в неочищенной растительной целлюлозе и оседающих на поверхности волокон. В современных кресалах вместо намокающего волокнистого трута иногда используют магниевую стружку, нарезаемую из брусочка магния ножом. Магниевая стружка легко загорается от искр и быстро горит жарким пламенем. Для удобства магниевый брусок и стерженек ферроцериевого сплава совмещают в единой конструкции. Металлический трут сложнее в применении в сравнении с традиционным трутом. Магний легко окисляется на воздухе, покрываясь защитной пленкой оксида магния, поэтому хранить готовую стружку магния долго нельзя. Легкая мелкая стружка легко рассыпается при порывах ветра или неаккуратных движениях.Стиль города

Техника зажигания кресалом , как и всё, что живет в веках, найдено как идеал и только совершенствуется — достаточно проста, но, в то же время, требует определенного навыка и достаточной сухости и качества применяемых компонентов. При попытке зажечь трут производятся следующие действия: сухой трут укладывается на какую-либо поверхность из горючих материалов, «кремень» удерживается неподвижно рукой в непосредственной близости от трута (расстояние 3-5 см), после этого кресало, удерживаемое другой рукой и прижатое к поверхности «кремня», приводится в движение. Скорость кресала должна быть достаточно высокой и напоминает резкий толчок, при котором сразу образуется толстый сноп ярких желто-оранжевых искр, которые и поджигают трут. Далее тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.
Трут — только древне — русский: трутъ, труть – то же, старо-слав.нский: трѫть. В *trǫtъ видят *tronkto- и сравнивают с литовским: trañksmas, trankùs «ухабистый», trenkiù, treñkti «ударить с грохотом» (*»теснить»).
Древне-саксонский: thringan «давить. теснить», древне — исландский: Þro<ngr «узкий, тесный», ирл.андский: trét «стадо».Стиль города

Древне — русский: трудъ «древесная губка», церковнославянский: трѫдъ – то же.
Болгарский: трът, сербохорватский: тру̑д, тру̑да, словенский: trọ̑d, чешский: troud, словацкий: trúd.
Праславянский: *trǫdъ сравнивают с литовским — trandìs, trandė̃ «личинка моли, древесный червь», trendė́ti, tréndu «быть побитым молью или источенным червями», trenė́ti «портиться», латышским — trenêt «портиться, гнить», далее – с др.вне — индийским — tr̥ṇátti «раскалывает, открывает, продырявливает», «дыра, отверстие». Греческое — τερηδών «древесный червь». Предполагают связь с тере́ть. Булат. Сближает еще с древне — русским — трудъ «болезнь».
Старо-славянским — трѫдъ. Сербохорватским — тру̑т «нарыв на пальце руки», словенским- trọ̑d «колики», польским — trąd «проказа, парша, струп». Эту группу слов сравнивают, с другой стороны, с голландской — stront «кал» (Уленбек, Aind. Wb. 115; Франк – Ван-Вейк 678), что остается недостоверным.

На гербе Сербии изображён двуглавый орёл, на его груди красный щит, на щите крест с четырьмя кресалами, которые своей формой напоминают четыре буквы С, что трактуется как девиз «Само слога Србина спасава» — «Только единство спасёт сербов».Стиль города

В глубине человека заложена творческая сила которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом.

Иоганн Гете
Стиль города

Посмотрите также

Стиль города

Изваяния животных из металла скульптором Джон Лопесом

Джон Лопес (John Lopez) – талантливый скульптор, автор многочисленных работ. Он создает изваяния животных из …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.